Спортивное расписание теннисиста.

Основным фактором продолжительных успешных выступлений является не единичная победа и не участие в большом количестве турниров, а грамотно составленный план, благодаря которому игрок может показать максимальный результат без ущерба здоровью. Спортивное расписание теннисиста должно быть индивидуальным, здесь не подойдут универсальные схемы, ведь каждый спортсмен уникален, со своим уровнем игры, физической подготовки, со своими особенностями характера. Планировать график желательно совместно с членами команды игрока, главную роль здесь играет тренер, он предлагает примерный вариант, который обсуждается с самим спортсменом, далее рассчитываются возможности финансового обеспечения (переговоры с родителями и спонсором,если таковой имеется). После утверждения выбранный план согласуется с тренером по физической подготовке и врачом.
В построении турнирного графика самое главное - понимание смысла, для чего играть те или иные турниры, и какова основная цель. Для этого необходимо ее конкретно обозначить: например, в 18 лет войти в топ-100 WTA. После этого можно расписать промежуточные рейтинговые задачи:
Например:
-в 13-14 лет быть в 20-30ке TE
- В 15 активно участвовать в ITF до 18 и сыграть несколько турниров ITF по взрослым
- в 16 быть в 20-30 ITF до 18 и постепенно увеличивать количество взрослых турниров
- В 17 полностью переключиться на повышение рейтинга WTA и к концу года быть в топ-300
- В 18 к концу года достичь топ-100


Если размышлять отвлеченно, то на указанном выше примере поставленных целей получается следующая картина.
Учитывая основную долгосрочную цель, становится понятно, что все остальные возрастные группы являются подспорьем в ее достижении. Какой же смысл участия в них?
TE до 14 и до 16 являются этапом первого знакомства с ведущими юниорами, этапом набора игрового опыта, опыта участия в международных соревнованиях. Желательно остановиться на одной из этих возрастных групп (обычно это TE до 14) и впоследствии сразу перейти в соревнования ITF до 18. Гнаться за максимальным рейтингом и играть все подряд не стоит, важнее отсутствие травм, повышение качества игры и сохранение мотивации. При хорошем уровне войти в 20-30 TE вполне достижимо, если же уровень недостаточен, то, прежде всего, нужно акцентироваться на его повышении. Количество турниров - 1-2 в месяц, (в эти турниры могут входить и самые основные соревнования РТТ), с обязательным отдыхом от тенниса 2 раза по 10-12 дней (например, в ноябре - конец сезона, и в начале весны перед выходом на грунт), 2мя небольшими перерывами по 4-5 дней, и 2-мя подготовительными тренировочными периодами длиной в 1 мес. (например, после ноябрьского и весеннего отдыха). Весенний тренировочный период можно провести где-нибудь в академии на грунте и сразу же сыграть несколько турниров в Европе.

Рейтинг в ITF до 18 становится более значим. С какой же целью играются эти турниры?
- для постепенного перехода от юниорского тенниса к взрослому
- для того чтобы занять высокие позиции в юниорском рейтинге и получить бонусные wild cards в основные сетки взрослых турниров, что дает шанс проще и быстрее проявить себя в профессиональном туре.
-для того, чтобы показать хорошие результаты и привлечь этими результатами спонсоров , (получить достойное финансирование, заключить выгодные для себя контракты со спортивными брендами – на ракетки , игровую форму , кроссовки , струны).
- для получения опыта в юниорских турнирах Большого Шлема. Обстановка этих соревнований не сравнима ни с какими другими теннисными событиями. Для молодого спортсмена мечтающего проявить себя на мировой арене, важно научиться: чувствовать себя комфортно в атмосфере самых значимых теннисных соревнований; не бояться играть при большом количестве зрителей ; ориентироваться внутри сумасшедшего людского потока, состоящего из тысяч фанатов , прессы ,телевидения, тренеров , самих спортсменов, судей , балл - боев ; планировать расписание таким образом , чтобы не растрачивать свои силы и внимание на внешний ажиотаж , а готовиться спокойно и уверенно к матчам. Кроме того, участие в подобных соревнованиях позволяет увидеть «в живую» звезд мирового тенниса, посмотреть их игру , а так же понаблюдать за ними в обычной турнирной жизни ( в раздевалках ,фитнесе, кафе , на тренировках), поучиться их поведению , общению с прессой.
- для привыкания игрока к ритму профессиональной теннисной жизни. График соревнований и количество поездок по юниорским турнирам до 18 лет близится ко взрослому : та же смена часовых поясов , акклиматизация, постоянные переезды из отеля в отель, жизнь «на чемоданах», редкая возможность побывать дома и т.д.


Турнирный план спортсмена в этом периоде составляется в зависимости от количества разрешенных в его возрасте турниров по взрослым, и от его текущего рейтинга до 18 лет и в профессиональном туре. При этом соблюдается некий баланс в процентном соотношении между юниорскими и взрослыми соревнованиями. Если в 15 лет юный теннисист играет в основном турниры до 18 и всего несколько пробных 10000$, то в 16-17 лет соотношение уже становится 50 на 50 . Категории юниорских турниров повышаются ( А , 1, 2) , и во взрослом туре игрок начинает попадать на соревнования с большим призовым фондом ( 25000 , 50000) А к 17 годам успешные игроки обычно прекращают участие в юниорских турнирах ( либо участвуют только в самых важных) и полностью переходят во взрослый теннис.

Вот примерный образец плана для 16-летней теннисистки (может отличаться от текущего календаря соревнований ITF):
1.01.10. Январь – 2 недели тренировок. 1ая в "На Базе", 2ая подготовка к соревнованиям в Австралии ,акклиматизация . С 18-31 января два турнира до 18 лет в Австралии.(включая ,Australian open juniors)
Февраль – 2 дня отдыха после перелета. 2 недели тренировок "На Базе". С 15-21 турнир в Москве до18 лет. С 22-28 неделя тренировок.
Март – Серия из 3 турниров до 18 лет в Италии – с 1 - 21 марта. С 22 -31 тренировки "На Базе".
Апрель – с 1 – 11 тренировки. С 12 по 25 два турнира по взрослым с призовым фондом 10000 и 25000 в Хорватии. С 26 по 30 отдых.
Май – с 1 – 9 тренировки "На Базе". С 10 – 23 два юниорских турнира во Франции.(включая Rolland Garros juniors ) С 24 -31 турнир по взрослым в Германии.
Июнь - 1 месяц тренировочных сборов в Испании.
Июль – С 5 по 11 июля денежный турнир в Испании (без рейтинга). С 12 по 25 два взрослых турнира с призовым фондом 10000 (25000) в Испании. С 25 – 29 июля отдых, отъезд в Америку.
Август – с 2 – 8 тренировки в Америке. С 9 по 29 3 юниорских турнира в Америке ( включая US open juniors)
Сентябрь - Возврат в "На Базу" . Отдых с 1 по 5. С 6 по 10 только легкие тренировки по ОФП и кроссы. С 11 по 17 добавить теннис. С 18 по 26 подготовка к турнирам.
Октябрь – с 27 сентября по 3 октября турнир по юниорам в Дубаи, с 4 по 17 два турнира по взрослым (10000$,25000 или 50000) в ЮАР, с 18 -24 тренировки "На Базе" с 24 по 31 турнир в Москве
Ноябрь – с 1 – 14 отдых. С 15 – 21 втягивающая тренировочная неделя . С 22 - 5 декабря продолжение подготовительного периода.
Декабрь - С 6 -19 2 юниорских турнира в Латинской Америке. С 20 по 31 тренировки На Базе".

Итого :
-турниров до 18 лет – 14
-турниров по взрослым - 7
-турниров без рейтинга – 2 (денежный в Испании и первенство Москвы)
-в сумме турнирных недель - 23
-тренировочных недель – 25
-отдыха – 2 недели в ноябре + еще несколько раз в течение года по 4-5 дней . (в сумме 4 недели)


Система тренировки и подготовки спортсменов Ника Боллетьери
(этот раздел написан Петером Д. Маккроу).


Мы очень серьезно подходим к тренировке и подготовке спортсменов. Наши программы обучения, применяемые в настоящее время, полностью взаимосвяза¬ны друг с другом и служат для того, чтобы максимально раскрыть способности каждого студента. Предстоящий учебный год начинается задолго до первого уда¬ра по мячу, когда тренерский состав планирует все аспекты подготовки студен¬тов в течение года. Технические, тактические, психологические и физические составляющие тренировочного процесса планируются, а затем отслеживаются. В дополнение к этому учитываются особенности роста, развития и социаль¬но-культурного стачуса студентов. Это делается для того, чтобы воспитывать не только игрока, но и личность.

Периодизация
ТАНБ начала первой использовать периодизацию в подготовке теннисистов. В это понятие мы вкладываем планирование краткосрочных и долгосрочных тре¬нировочных программ и соревнований, оптимизируя их содержание, объем,интенсивность и частоту подготовительных периодов с целью достижения максимальной результативности игроков. По сути, периодизация представляет собой деление тренировок на циклы по времени. Каждый цикл занимает некото¬рое определенное время, пропорциональное по отношению к остальным. Периодизация работы предоставляет следующие преимущества:

· Спортсмен достигает пика спортивной формы в нужные моменты времени.

· Тренировки становятся более эффективными.

· Текущие задачи четко определены.

· План тренировок и отдыха подобран как в рамках короткого периода вре¬мени, так и в долгосрочной перспективе.

· Варьирование тренировочных упражнений препятствует появлению скуки.

· Снижается риск переутомления и связанных с ним травм и эмоционального «перегорания».


Чередование
Для того чтобы достичь максимального тренировочного эффекта, студенты три раза в день чередуют типы тренировки. Вот пример типичного тренировочного дня в ТАНБ:

· Тренировочные корты (полуторачасовая тренировка) — используются 14 кортов.

· Матчевые корты (полуторачасовая тренировка) — используются 33 корта, в том числе грунтовые и крытые.

· Международный институт общефизической подготовки — ежедневная об¬щефизическая подготовка, одночасовое занятие в 4.30; тренировка мышле¬ния в «Перформакс».


Каждая группа встречается по понедельникам в отделе психологической подготовки, где тренер задает программу на неделю.
Программа подразделяется на большие, средние и малые циклы.

Большой цикл (макроцикл)
Ежегодный план занятий является основой для тренировочного процесса в те¬чение всего учебного года. Макроцикл представляет собой специфический пе¬риод времени, охватывающий процесс тренировки каждого спортсмена, за ис¬ключением периодов отдыха. Макроцикл длится 9 месяцев, начинаясь с прибы¬тием студентов на занятия в сентябре и заканчиваясь их отбытием на каникулы в июне. В рамках этого макроцикла используется многоуровневая периодизация занятий. В целях адаптации к условиям программ турниров ежегодный цикл должен иметь достаточно высокую интенсивность и относительно большой объем тренировок в течение всего года. Многоуровневая периодизация позволя¬ет достаточно часто делать перерывы в тренировках во избежание переутомле¬ния и связанных с ним травм и эмоционального «перегорания».

Средний цикл (мезоцикл)
Семинедельный цикл делится на первую неделю, в течение которой проходят акклиматизация и тестирование, три недели технической подготовки, две неде¬ли подготовки к соревнованиям, двухдневные соревнования и пятидневный ак¬тивный отдых. Этот цикл делится на микроциклы длительностью в одну неделю. В целом наш мезоцикл делится на четыре микроцикла: технический, подготовки к соревнованиям, соревнования и отдых.

Микроциклы
Мы делим мезоциклы на микроциклы — план тренировок на одну неделю. С их помощью мы регулируем тренировочный процесс и текущее состояние готов¬ности наших учеников к тренировочным нагрузкам. Каждый тренер определяет нагрузку, необходимую группе на протяжении микроцикла. Принимаются во внимание интенсивность и продолжительность тренировок, специфические на¬грузки, количество повторений и периоды отдыха. Прежде чем приступать к планированию текущих занятий, надо спланировать все в целом.

Составление распорядка на неделю
Микроцикл становится основой для построения тренировочного графика на неделю. Все, что остается сделать, — это составить поминутное расписание тре¬нировки для конкретной группы. С учетом размера и организации нашей Акаде¬мии ежедневный тренировочный план оказывается весьма подробным.

· Недельный объем тренировок.

Недельный объем тренировок определя¬ет продолжительность ротаций, т.е. переходов от процесса обучения к игровой практике. Для микроциклов отработки техники объем высок — 90—100%. Про¬должительность ротации составляет 90 минут. При переходе к этапу подготовки к соревнованиям объем тренировок снижается до уровня от 70 до 90%. Также со¬кращаются ротации до 75 минут, с целью компенсации увеличившейся интенсив¬ности тренировок. В ходе этапа соревнований объем обычно составляет от 60 до 75%, а длительность ротаций — от 60 до 75 минут.

· Недельная интенсивность тренировок.

Недельная интенсивность тре¬нировок определяется по частоте сердечных сокращений (ЧСС) у игроков в про¬цессе отработки техники и игровой практики. При снижении объема интенсив¬ность растет. Уровень интенсивности в 100% достигается на этапе соревнований. Это моделирует нагрузки, приходящиеся на игроков в ходе реальных соревнова¬ний. В микроцикле подготовки к соревнованиям интенсивность лежит в пределах 80—90%, а при технических тренировках — в пределах 70—80%. Занятия с интенсивностью в 60% используются для восстановления и активного отдыха.

· Ежедневные нагрузки.

Под ежедневной нагрузкой подразумевается про¬цент времени, проводимого на тренировках, и продолжительность каждого кон¬кретного упражнения в тренировочных и игровых ротациях. Базовой является 90-минутная ротация как для тренировок, так и для игр, проводимая в более «тяже¬лый» день. До 80% этого времени группа должна уделить непосредственно трени¬ровке. Оставшееся время используется для отдыха, питья воды, получения очеред¬ных указаний и сбора мячей. В «средние» и «легкие» дни эта пропорция составляет соответственно 70 и 60%.

Интегральная картина
Когда еженедельный объем, интенсивность тренировок и ежедневные нагрузки сводятся в одну систему, мы получаем возможность варьировать тренировочные нагрузки в течение всего учебного года. Это обеспечивает оптимальную адапта-. цию учеников и предотвращает такие явления, как эмоциональное «перегора¬ние», переутомление и травмы.
Однообразие тренировочных нагрузок приводит к нарастающей усталости и замедляет процессы восстановления. Путем смены нагрузки мы обеспечиваем полноценное восстановление к началу следующего тренировочного цикла. Дру¬гими словами, если тренировочная программа день ото дня варьируется, учени¬ки тренируются с большим воодушевлением. В результате они будут быстрее обучаться, быстрее восстанавливаться и меньше уставать. Важно также исполь¬зовать различные варианты тренировочных нагрузок За тяжелым днем может следовать средний, затем — легкий, а потом — снова очень тяжелый, чтобы встряхнуться. После нескольких дней тренировок должны следовать один-два дня отдыха.
Термин «адаптация» означает, насколько ученик может подстроиться под тренировочный процесс. Если он оказывается не в состоянии привыкнуть к объ¬ему и интенсивности тренировок, мы меняем тренировочные нагрузки, чтобы механизмы адаптации заработали. Микроциклы позволяют наиболее эффектив¬но контролировать нагрузку в течение всего учебного года, давая тренеру воз¬можность подстроиться по ходу дела.
Главным показателем тренировок для нас является их качество. Однако ино¬гда мы делаем акцент и на количество. Тренеры и игроки должны отслеживать ход тренировочного процесса и отдачу игрока, чтобы оптимизировать как теку¬щую, так и долгосрочную адаптацию к нагрузкам.
Мы считаем, что ничто не обеспечивает развития навыков лучше, чем спор¬тивно ориентированные тренировки.
Выполняя недельные микроциклы, мы соблюдаем следующие принципы: на¬вык важнее, чем скорость, скорость важнее, чем сила и мощность, мощность важ¬нее, чем сила (анаэробная мощность без выработки молочной кислоты важнее, чем она же с выработкой молочной кислоты), сила важнее, чем выносливость.

Этап тренировок для овладения техникой

· Все упражнения делаются с одной целью — овладеть биомеханикой нанесения удара по мячу.

· Упражнения делаются медленно (низкая интенсивность).

· Ученики используют много мячей, тренировки имеют большую длитель¬ность (большой объем), используются многократные повторения.

· Ученики развивают мышечную выносливость и сердечно-сосудистую сис¬тему.

· Игра идет за счет силы, продуцируемой нижней половиной тела.

· Производится постоянная видеосъемка техники ударов.

· На данном этапе тренировок ученикам не рекомендуется участвовать в со¬ревнованиях, количество игровой практики также сведено к минимуму, по¬скольку в это время акцент делается на корректировку техники.


Пример недельного плана тренировок на технику

Теннис на корте

· Неделя длительной, неторопливой и стабильной работы. Объем трениро¬вок — 90%, темп — легкий (70.

· Происходит овладение базовой техникой. ЧСС во время тренировки — 120—140 ударов в минуту.

· Интервалы отдыха — не более трех минут (отдыхом считается также дея¬тельность с ЧСС менее 100 ударов в минуту).


Отработка техники (мяч подается теннисной пушкой)

· Подача и прием мяча.

· Удары с отскоком.

· Выход к сетке, удары с лета, удары над головой.

· Игровая практика (мяч вводится в игру партнером).

· Базовая техника ударов с отскоком.

· Выработка глубины и точности ударов, а также темпа игры.

· Игра в комбинациях типа «двое против одного».



Этап подготовки к соревнованиям

· Целью этого этапа, второго по счету, является заключительная «настройка» ученика на максимальную отдачу в ходе соревнований.

· Это последний этап технической, тактической, физической и психологиче¬ской подготовки к соревнованиям.

· В этот период акцент делается на тактику и стратегию игры.

· Ученик должен выработать свой стиль игры и освоить его.

· Ученику необходимо улучшить навыки выбора нужного удара или комби¬нации ударов, а также научиться разыгрывать очки в зависимости от счета.

· Игровая практика становится важной, поскольку позволяет оценить силь¬ные и слабые стороны учеников. Это дает нам возможность на ходу скор¬ректировать процесс подготовки.

· Важно также выработать стиль игры каждого ученика. Все упражнения должны быть специально подобраны, чтобы каждый удар наносился по мячу с определенной целью.

· Наша программа разработана таким образом, чтобы имитировать условия реальных соревнований, тем самым обеспечивая наилучшую подготовку.

· На этом этапе ученики учатся играть под прессингом противника, посколь¬ку в процессе тренировки создаются условия, максимально приближенные к условиям соревнований. В матчах мы ставим различные задачи, имити¬рующие ситуации игры, такие, как продолжение матча при счете 3:3, 0:15, игра на выигрыш в 5 тай-брейках, причем результат влияет на рейтинг, игра с остановкой на 15—30 минут, имитируя паузу в игре вследствие дождя, и тому подобное, игра чужой ракеткой.

· На этом этапе ученики должны увеличить стартовую скорость при подходе к мячу, тренируются одновременно и сила, и скорость.

· Каждый вторник и четверг проводятся занятия на специальных теннисных тренажерах. Эти тренировки позволяют улучшать силовые и скоростные качества игроков.



Пример недельного плана подготовки к соревнованиям

На корте

· Повышенный темп, объем 80%, смена — каждые 75 минут.

· Упражнения по подготовке к соревнованиям и игре с розыгрышем очков, а также на счет по сетам. Акцент делается на смену тактики и стиля игры.

· ЧСС — в интервале от 130 до 150 ударов в минуту.

· Восстановительный бег трусцой каждое утро с 5.00 до 5.30.


Отработка базовой техники с пушкой или партнером

· Игровые комбинации типа «двое против одного».

· Выход к сетке, удары с лета, обводящие удары и удары головой.

· Подачи и прием подачи.

· Игровая практика.

· Игра в 1 сет — понедельник и четверг.

· Розыгрыш в стиле «подача и выход к сетке».

· Специальное задание — игра на счет до 11.


Смена — каждые 75/60минут

· 13.30-14.45.

· 14.45—16.00.

· 16.00-17.00.


Ежедневные задания

· 5.00—5.30 — все группы занимаются бегом трусцой или разминочными по¬дачами.

· 20-минутный восстановительный бег трусцой — нагрузка с ЧСС на уровне 70% от максимума (130—140 ударов в минуту).



Этап соревнований (учимся побеждать)

· Целью этой фазы тренировок является достижение максимально возмож¬ного уровня игры.

· На этом этапе от 80 до 85 процентов объема тренировок составляют сорев¬нования или специальные задания.

· Хотя каждый ученик совершенствует свою технику и физическую подготов¬ку, наибольший прогресс достигается в ходе соревнований путем использо¬вания опыта других спортсменов за счет развития тактического мышления и психологической настройки.

· В течение этой фазы игроки овладевают дополнительными ресурсами, ко¬торые идут им на пользу. Это и разминка, и восстановительная фаза, и стра¬тегия, потребление воды и пищи, отдых и восстановление сил к следующему матчу.

· На этом этапе главным компонентом тренировки является поддержание достигнутой физической формы, работа на спадах и пиках активности, концентрация внимания, умение отдыхать и восстанавливаться.

· Одной из главных целей этапа является психологический аспект тренировки.

· По мере приближения учеников к пределу их физических и технических способностей психология начинает играть решающую роль. Однако, если ученик не развил в полной мере силу, технику и тактику, психологический настрой не сделает из него чемпиона.

· На этом этапе ученики играют как в отдельных матчах, так и в турнирах. Ак¬цент делается на стратегии, тактике и психологическом контроле.

· В процессе общефизической подготовки идет работа над скоростью, быст¬ротой реакции, повышается эффективность отдыха и скорость восстанов¬ления.

· Ученики и тренеры должны оценивать свои результаты, чтобы достичь как ближайших целей, так и более отдаленных.

· В целях повышения эффективности тренировок игроки и тренеры должны оценить всю ситуацию в целом.



Пример недельного плана фазы соревнований

На корте

· Пятидневные соревнования — «Гран-при» № 1.

· Два дня круговых турниров с целью выяснить, кто как будет поставлен в оди¬ночном турнире с выбыванием.

· Игры в парном разряде вместо утешительных турниров в одиночном. Со¬ставление пар в среду, первый раунд — в четверг.

· Игра от трех до пяти сетов, тай-брейк при счете 4—4.

· Работа над своим стилем игры.

· Составление плана игры — стратегии и тактики: в зависимости от стиля игры.

· Расстановка акцентов — разминка, концентрация внимания и готовность.

· Играть на выигрыш.



Фаза отдыха

· Чтобы избежать застоя в тренировках, снижения игрового уровня, а также стресса и переутомления, необходимо ввести в расписание отдых. Длитель¬ность и момент начала периода отдыха определяются, исходя из индивиду¬альных особенностей каждого игрока.

· Фаза отдыха позволяет устранить физическое и умственное напряжение, возникшее в процессе тренировок.

· Отдых подразделяется на два типа — полный отдых и активный отдых. Для достижения максимальной спортивной формы важны оба вида отдыха.

· Продолжительность тренировочного цикла, после которого требуется от¬дых, определяется биоритмами организма и графиком активности, из кото¬рого видно, когда ученик прогрессирует, а когда останавливается на одном уровне.

· В процессе активного отдыха ученик выполняет легкие тренировочные уп¬ражнения длительностью от 30 до 90 минут без каких-либо установок. Мы рекомендуем проводить тренировки и по другим видам спорта, где есть дух соревнования, но нет напряжения. В процессе таких тренировок тело рабо¬тает, а мозг отдыхает.

· В процессе полного отдыха ученик не тренируется. На этом этапе мы реко¬мендуем длительные пешие прогулки.

· Перед соревнованиями мы постепенно снижаем интенсивность трениро¬вок, чтобы дать организму возможность восстановиться. Такой вид трени¬ровочной программы, называемый еще тренировками со спадом, позволя¬ет игроку максимально выложиться на соревнованиях.



Пример недельного плана на этапе отдыха

На корте

· Неделя активного отдыха — легкие тренировки очень низкой интенсивно¬сти и объема.

· Специализированные тренировки, не связанные с теннисом.

· Отдых и восстановление.

· Наблюдение игр на турнирах «Юниор Инвитэйшнл», проходящих в стенах Академии.

 

75% тенниса -это ОФП

E-mail: ofptennis@yandex.ru

© ofptennis

Создать бесплатный сайт с uCoz